Главные новости из мира вейксёрфинга

Виталий Иванов: об онлайн соревнованиях, идеальной волне и балансе между скимом и серфом

Почему вейксерфинг? Как все началось?

Все началось с вейкбординга. В августе 2012 года моя знакомая Аня позвала покататься на вейкборде за катером. Катались мы в Токсово, под Питером, на базе WakePro у Леши и Юры на Курголовском озере – эти ребята были одними из пионеров вейкборд и вейксёрф движения в Питере.
Тогда у них была еще алюминиевая лодка длиной 5 метров с подвесным мотором и самодельным тауэром.

Помню, как сложно было первый раз встать. Леша все верно подсказывал, что надо расслабиться, а я начинал упираться в доску. Вспоминаю те свои ощущения, когда сам учу новичков вставать. Минут 10 из своего первого в жизни сета я потратил на выход из воды и уже оставшиеся 5 минут я покатался немножко. Мне это понравилось и я решил еще повторить как-нибудь, но до конца того лета так и не выбрался второй раз.

А в январе 2013 года мы с друзьями поехали на Бали и хотели попробовать там серфинг. Еще до того, как первый раз встал на доску, был уверен, что это мое и мне понравится. Так и оказалось – я влюбился в этот спорт.

В мае того же года ездил еще раз кататься на серфе в Португалию.
А уже через месяц я поехал второй раз на озеро в Токсово. Ехали мы тогда кататься на вейкборде. Но, оказалось, что Леша купил другой катер – это был уже настоящий буксировщик Supra и на нем можно было попробовать вейксерф.

Понимая, как мне понравился океанский серфинг, выбор между вейкбордом и вейксерфом стоял ровно одну секунду. Вот тогда я и попробовал вейксерфинг первый раз в жизни – это было 16 июня 2013.
Я как раз завел инстаграм и фото с доской и шакой было одним из первых в моей ленте.

За 2013 год я покатался, наверное, раз 10. Реально активно я начал кататься летом 2014, когда узнал, что у нас в Питере скоро пройдут первые соревнования. И я начал к ним готовиться.

Почему изначально ты выбрал скимборд, а не серф?

То самое первое фото с вейксерф доской опровергает это утверждение. Хотя, уже на следующем фото у меня в руках ским.

Первые разы я, действительно, катался больше на скиме, потому что серф был не очень быстрый, а волна была маленькая по нынешним меркам, и она слабо толкала серф, он тормозил. Поэтому, впервые в жизни, без фала, я поехал на скиме только на третий раз катания на вейксерфе. Об этом часто рассказываю своим ученикам, которые расстраиваются, что у них ничего не получается.
После этого у нас появилась возможность брать уже более-менее нормальный серф и до своих первых соревнований в 2014 году я катался только на серфе.
Только перед соревнованиями, один раз потренировался на скиме, потому что заявился в обе категории.
В итоге, на этих соревнованиях я занял последнее место в серфе и 3 место в скиме.

Но это никак не повлияло тогда на мой выбор – я продолжал упорно тренироваться только на серфе. В 2015 году уже катался и на том, и на другом, но, в гораздо большей степени на серфе. Только на следующий год пропорция сместилась в пользу скима и остается таковой до сих пор.

В Питере у тебя был свой вейксерф клуб. Планируешь ли открыть такой же в Москве?
Наш клуб WakePiter на Крестовском острове в центре Питера проработал три сезона с 2015 по 2017 год. Открывал его с друзьями Колей Качановым и Темой Чудновым. Это было очень крутое время. Мы познакомили с нашим любимым видом спорта много людей и со многими до сих пор общаемся, а с некоторыми и соревнуемся.
В конце 2017 года я переехал в Москву. С этим и связано наше решение о закрытии клуба в Питере.

Сейчас я не могу сказать, что есть план открыть клуб в Москве. В Питере мы открывали клуб в первую очередь для себя, то есть чтобы нам самим было удобно и приятно кататься в нем: чтобы место было подходящее, хорошая волна, хорошее оборудование, высокое качество сервиса и уютная база на берегу. Этого не было у существовавших тогда клубов, и мы создали такое место сами.

В Москве, да и в Питере тоже, уже есть некоторое количество удобных и удовлетворяющих почти любые запросы клубов, поэтому, острой нужды в создании своего клуба я не вижу. Но, может быть, что-то и поменяется со временем. Не буду загадывать.

Твой любимый буксировщик в настоящее время и почему?

Уже много лет мне нравятся буксировщики компании Malibu и их подразделения – компании Axis. Если говорить о конкретной модели – у нас в клубе был Malibu 23 LSV, он мне очень нравился. Я считаю форму создаваемой им волны одной из самых удобных для меня. Она отлично подходит как для серфа, так и для скима.

Обязательно упомяну тут буксировщики Centurion. Волна за ними мне тоже нравится, но там сложнее ее правильно настроить, многое зависит от пилота.

Также хочу отметить катера MasterCraft. Этим летом я больше всего катался за MasterCraft X30 на моем домашнем споте WakeDivision Сербор – тоже очень достойная волна. А в конце сезона в Геленджике я почти месяц катался за новым Mastercraft X22 волгоградского клуба Volga Surf Camp. Волна просто бомбическая, однозначно входит в мой топ.

В предыдущем сезоне ты участвовал в 10 соревнованиях. В следующих будет больше?
На самом деле даже в 11 соревнованиях. А если учитывать и онлайн соревнования, то в 12. В этом сезоне откатать в большем количестве соревнований не получилось просто физически в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире. Но, если честно, я и не планировал устанавливать новый рекорд. Я хотел участвовать только в наших местных в России, Украине и в Молдове. И, конечно, на Чемпионат Мира в Штаты тоже собирался. Но в итоге все соревнования, в которых удалось поучаствовать, проходили в режиме онлайн. И даже сам Чемпионат Мира.

Самое запоминающееся соревнование?

Это первый мой Чемпионат Мира в 2016 году во Флориде. К тому времени я катался уже несколько лет, участвовал во многих соревнованиях и следил в Инстаграмме за многими звездами вейксёрфинга. Поэтому, самым запоминающимся стало участвовать в одних соревнованиях с ними и познакомиться со многими лично. Сейчас это, конечно, уже так не завораживает, но в тот момент было очень круто.

Сложно соревноваться на скиме и серфе одновременно? За какой проезд больше переживаешь?

Одно время было сложно перестраиваться даже во время тренировок. Я старался кататься неделю на серфе, неделю на скиме, чтобы не сбиваться. Потом стал кататься на скиме и сейчас я уделяю ему 95% тренировочного времени.
Но, параллельно рос и общий уровень подготовки, поэтому мне стало гораздо легче перестраиваться. Я убежден в том, что один вид всегда помогает другому. Кататься нужно и на скиме, и на серфе. Сейчас мне просто перестроиться. На соревнованиях хватает первых метров дистанции – делаю пару несложных трюков и подстраиваюсь. Прошлым летом в Конаково проходили соревнования, в которых можно было в одном заезде использовать оба вида досок, это даже поощрялось по правилам. Мне было вполне комфортно.
Переживаю, естественно, больше за ским, потому что это мой основной стиль.

Где у тебя сейчас прогресс быстрее идет в скиме или в серфе?

Это сложный вопрос. Если смотреть на результаты, то, на скиме я катаюсь лучше. На скиме я делаю более сложные трюки и на соревнованиях выступаю лучше. Но, если учитывать тренировочное время, которое я трачу на оба вида, можно сказать, что на серфе новые сложные трюки приходят гораздо быстрее. Хотя, в этом, нет ничего удивительного. Один вид помогает другому, и если я трюк приземлил на скиме, то перенести его на серф уже не так сложно.

Отличаются твои программы для соревнований в скиме и в серфе?

Да, конечно, они отличаются. И связано это опять же с накатом. Может я многое и могу повторить на серфе, но не так стабильно, как на скиме. Поэтому приходится выстраивать программу с учетом этого.

Ты часто оказываешься в роли судьи на соревнованиях. Сложно судить знакомых и тем более друзей?

Мне не сложно. Я умею разделять судейство и личные отношения. Многие ребята в вейксерф тусовке считают меня строгим судьёй, потому что я не засчитываю недоделанные или криво сделанные трюки. Но я сужу всех одинаково, и, если, я такие трюки не засчитываю одному участнику, то и другому точно так же не засчитаю. Кроме того, мы же судим не по конкретным трюкам, а по сложности, интенсивности, вариативности и исполнению всей программы. Все в равных условиях. Да и в катере всегда сидит три судьи, и мы общаемся между собой, но решения выносим независимо друг от друга.

Хотел бы ты быть главным судьей на чемпионате мира?

Да, я бы с удовольствием бы выступил в этом качестве. Я уже судил на чемпионате мира несколько категорий в прошлом году и в целом опыт судейства у меня уже достаточно большой, поэтому я бы с этим справился.

На кого ты ровняешься из вейксерферов?

Не могу сказать, что есть кто-то один на кого я всегда смотрю и стремлюсь во всем подражать. Я в целом слежу за многими профессиональными райдерами и стараюсь брать лучшее у каждого из них. Если говорить конкретно, то в скиме мне сейчас нравятся браться Свонсоны – Кемрон и Тейлор, Джейк Кастер, ну и, конечно, новый чемпион мира – Тайлер Стюарт. Они задают какой-то новый уровень в этом стиле. В серфе мне нравятся Коннор Бёрнс и Кинан Флигель. Они постоянно развивают наш спорт, вносят что-то новое.

Что не хватает русскому вейксерфингу?

Длины сезона нам не хватает. В остальном у нас все круто и есть огромные перспективы.Хотя, учитывая раскрывшийся для многих в новом качестве Геленджик, можно смело сказать, что ситуация с длиной сезона заметно улучшилась.

Какой трюк для тебя самый крутой на данный момент?

Если говорить про трюк, который делаю я – то мне сложно выбрать. Я делаю несколько совсем разных по типу трюков примерно одного уровня сложности и выделить один не могу.

Если говорить в общем о когда-либо исполненных трюках всеми райдерами мира, то я очень ценю все сложные вариации «гамби» шовитов в исполнении братьев Свонсонов, когда доска и тело вращаются в разные стороны. Это очень сложные с точки зрения координации трюки. Ну, и недавно приземленный Джоном Акерманом шовит 720 пока тоже никто не повторил.

Обкатать Кинана Флигеля (любой другой райдер) - несбыточная мечта или реальность?

Прошлым летом мне довелось соревноваться в одной категории с его братом Ноа Флигелем. Конечно, это другой уровень, и он безоговорочно меня обкатал. Но, когда я смотрел его проезд в записи, то обратил внимание, что из всей его программы есть всего пара трюков, которые я никогда не приземлял. Причем, эти трюки уже не кажутся какими-то заоблачно сложными. Он делает их гораздо стабильнее меня и сам Ноа был на тот момент еще не в идеальной форме и только недавно восстановился после серьезной травмы, поэтому и его уровень, на тот момент, не был топовым по мировым меркам. А тут я смотрел его программу и не видел ничего недоступного мне. Так что, нет ничего невозможного.

Как тебе онлайн формат соревнований?

Когда этот формат был впервые опробован в сезоне 2019, мне понравилась идея, никуда не уезжая, посоревноваться с райдерами со всего мира. Конечно, это очень большой шаг в развитии и популяризации нашего спорта.
И, несомненно, этот формат стал подходящим решением для того, чтобы этот необычный соревновательный сезон состоялся.
Однако, это совсем не одно и то же с реальными соревнованиями в офлайне. Тут отсутствует очень важный аспект живого участия, являющийся нередко решающим - психологический. Сумеешь ли ты справиться с нервами и показать свой лучший проезд с одной попытки и в данный конкретный момент? Справишься ли с грузом ответственности перед самим собой? Именно под таким давлением должен определяться лучший. А когда ты можешь записывать свое видео в течение трех недель с неограниченным количеством попыток, такой аспект практически отсутствует.
А еще очень важным моментом являются сами путешествия и живое общение с другими участниками соревнований. К сожалению, онлайн соревнования такой возможности нам не дают.
Поэтому я очень жду, когда мы опять сможем соревноваться вживую. Но и онлайн соревнования со всеми их плюсами должны остаться в календаре.

Назови 3 человека, которых возьмешь с собой на катер

Пилот, фотограф и оператор.

Вы можете задать любые вопросы Виталию в комментариях, и мы опубликуем ответ на каждый вопрос!
Спасибо, что вы с нами!
(с) Prowakesurf
Интервью